Все автомобили »
Nissan Almera (Ниссан Альмера)
.
4.5.1 Коленчатый вал и маховик
4.5. Коленчатый вал и маховик
|
Рис. 2.5. Детали блока цилиндров и кривошипно-шатунного механизма двигателей GA14DE и GA16DE: I — с механической коробкой передач; II — с автоматической коробкой передач;
1 — блок цилиндров; 2 — держатель задней манжеты коленчатого вала; 3 — сливная пробка охлаждающей жидкости блока цилиндров; 4 — кронштейн; 5 — вкладыши коренных подшипников коленчатого вала; 6 — упорные полукольца коленчатого вала; 7 — коленчатый вал; 8 — крышки коренных подшипников коленчатого вала; 9 — втулка привода масляного насоса; 10 — звездочка коленчатого вала;
11 — сегментные шпонки; 12 — крышка нижней головки шатуна;
13 — шатунные вкладыши; 14 — шатун; 15 — стопорные кольца;
16 — поршневой палец; 17 — поршень; 18 — маслосъемное кольцо; 19 — нижнее компрессионное кольцо; 20 — верхнее компрессионное кольцо; 21 — задняя манжета коленчатого вала; 22 — задняя крышка; 23 — маховик; 24 — нижняя крышка; 25 — задняя крышка; 26 — ведомый диск
|
Коленчатый вал чугунный, пятиопорный с четырьмя противовесами (см. рис. 2.5 и 2.6).
|
Рис. 2.6. Детали блока цилиндров и кривошипно-шатунного механизма двигателя SR20DE:
1 — крышка цепи привода механизма газораспределения; 2 — кронштейн крепления генератора;
3 — водяной насос; 4 — блок цилиндров; 5 — держатель задней манжеты коленчатого вала; 6 — упорные полукольца; 7 — маховик; 8 — задняя крышка; 9 — коленчатый вал; 10 — вкладыш коренного подшипника; 11 — крышка коренного подшипника; 12 — станина коренных подшипников коленчатого вала;
13, 14 — маслоотражательный экран; 15 — алюминиевый картер; 16 — маслоуспокоительный щиток;
17 — стальной штампованный картер; 18 — пробка сливного отверстия; 19 — крышка; 20 — шатун и крышка шатуна; 21 — вкладыши нижней головки шатуна; 22 — стопорные кольца; 23 — поршневой палец; 24 — втулка верхней головки шатуна; 25 — поршень; 26 — поршневые кольца; 27 — маслоприемник с фильтром масляного насоса; 28 — уплотнительное кольцо
|
По диаметру коренных и шатунных шеек коленчатые валы разбиты на три размерные группы, за исключением коленчатого вала двигателя SR20DE, имеющего четыре размерные группы (табл. 2.3).
Таблица 2.3 Размерные характеристики коленчатого вала, мм
Модель двигателя
|
Размерная группа
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Диаметр коренных шеек
|
Двигатели GA14DE и GA16DE
|
49,956-49,964
|
49,948-49,956
|
49,940-49,948
|
-
|
Двигатель SR20DE
|
54,974-54,980
|
54,968-54,974
|
54,962-54,968
|
54,956-54,962
|
Диаметр шатунных шеек
|
Двигатели GA14DE и GA16DE
|
39,968-39,974
|
39,962-39,968
|
39,956-39,962
|
-
|
Двигатель SR20DE
|
47,968-47,974
|
47,962-47,968
|
47,956-47,962
|
-
|
Зазор между вкладышем и коренной шейкой
|
Двигатели GA14DE и GA16DE
|
0,018-0,042 (номинальный)
|
Двигатель SR20DE
|
0,004-0,022 (номинальный)
|
Двигатели GA14DE и GA16DE
|
0,1 (максимальный)
|
Зазор между вкладышем и шатунной шейкой
|
Двигатели GA14DE и GA16DE
|
0,010-0,035 (номинальный)
|
Двигатель SR20DE
|
0,020-0,045 (номинальный)
|
Двигатели GA14DE и GAS16DE
|
0,1 (максимальный)
|
Осевой зазор коленчатого вала
|
Двигатели GA14DE и GAS16DE
|
0,06-0,18 (номинальный)
|
Двигатель SR20DE
|
0,10-0,26 (номинальный)
|
Все двигатели
|
0,3 (максимальный)
|
Осевой зазор шатуна
|
Все двигатели
|
0,20-0,47 (номинальный)
|
0,52 (максимальный)
|
Овальность коренных и шатунных шеек, не более
|
Все двигатели
|
0,005
|
Конусность коренных и шатунных шеек, не более
|
Все двигатели
|
0,002
|
Два упорных полукольца устанавливаются в гнезда по обе стороны от центральной опоры коленчатого вала. Они обеспечивают регулировку осевого зазора коленчатого вала. Полукольца установлены стороной с канавками к коленчатому валу.
Чугунный маховик закреплен болтами на коленчатом валу. Центрирование маховика обеспечивается установочной втулкой. Максимальное осевое биение маховика на диаметре 115 мм не должно превышать 0,15 мм.
|
Рис. 2.8. Маркировка размерных групп диаметров цилиндров на блоке двигателей GF14DE и GA16DE: 1 — номера размерных групп диаметров цилиндров; 2 — номера размерных групп (категорий размеров) вкладышей подшипников коленчатого вала; 3 — номер размерной группы диаметра цилиндра № 1; 4 — номер размерной группы (категории размера) вкладышей подшипника № 1
|
|
Рис. 2.11. Маркировка размерных групп диаметров шеек коленчатого вала: 1 — код размерных групп диаметров шатунных шеек коленчатого вала; 2 — код размерных групп диаметров коренных шеек коленчатого вала; 3 — метка размерной группы диаметра шатунной шейки №1;
4 — метка размерной группы диаметра коренной шейки №1
|
|
Рис. 2.12. Вкладыши коренных подшипников коленчатого вала: 1 — вкладыш с канавкой и отверстием для смазки, устанавливается со стороны блока цилиндров; 2 — гладкий вкладыш, устанавливается в крышку корпуса коренного подшипника; 3 — маркировка краской размерной группы
|
На блок цилиндров и коленчатый вал нанесена маркировка, облегчающая их комплектацию. Маркировка включает в себя пятизначный код категории размеров устанавливаемых вкладышей и диаметров цилиндров. На рис. 2.8 и 2.11 приведены примеры расшифровки указанных параметров. Вкладыши коренных подшипников тонкостенные стальные с рабочей поверхностью из алюминиево-оловянного сплава. Вкладыши, устанавливаемые в блок цилиндров, имеют канавки и отверстия для смазки. Вкладыши, устанавливаемые в крышки подшипников, гладкие (рис. 2.12). По толщине все вкладыши разбиты на размерные группы, которые маркируются краской на торце.
Вкладыши шатунных подшипников также стальные тонкостенные с рабочей поверхностью из алюминиево-оловянного сплава. Вкладыши со стороны шатуна имеют отверстие, которое при сборке совмещается с отверстием в теле шатуна. Шатунные вкладыши тоже разбиты на группы по толщине, маркируемые краской на торце (табл. 2.4). Ремонтные вкладыши также различаются по размерным группам.
Таблица 2.4 Толщина вкладышей
Двигатель
|
Размерная группа и цвет
|
0 черный
|
1 коричневый
|
2 зеленый
|
3 желтый
|
4 голубой
|
5 розовый
|
6 белый
|
Коренные вкладыши
|
GA14DE MGA16DE
|
1,827-1,831
|
1,831-1,835
|
1,835-1,839
|
1,839-1,843
|
1,843-1,847
|
-
|
-
|
SR20DE
|
1,977-1,980
|
1,980-1,983
|
1,983-1,986
|
1,986-1,989
|
1,989-1,992
|
1,992-1,995
|
1,995-1,998
|
Шатунные вкладыши
|
GA14DE MGA16DE
|
1,503-1,506*
|
1,506-1,509
|
1,509-1,512
|
-
|
-
|
-
|
-
|
SR120DE
|
1,500-1,503*
|
1,503-1,506**
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
* Без цветовой метки.
** Метка черного цвета.
Толщина вкладышей двигателей GA14DE и GA16DE, мм:
коренные:
+0,25 1,960—1,964
+0,50 2,085—2,089
шатунные:
+0,08 1,542—1,546
+0,12 1,562—1,566
+0,25 1,627—1,631
Толщина вкладышей двигателя SR20DE:
коренные:
+0,05 2,109—2,117
шатунные:
+0,08 1,541—1,549
+0,12 1,561—1,569
+0,25 1,626—1,634
|