Руководства на все автомобили



1. Общие сведения
2. Общие требования к ремонту автомобиля
3. Эксплуатация и техническое обслуживание автомобиля
4. Бензиновые двигатели
4.0 Бензиновые двигатели
4.1. Снятие и установка силового агрегата
4.2. Разборка и сборка двигателя
4.3. Блок цилиндров
4.4. Шатунно-поршневая группа
4.5. Коленчатый вал и маховик
4.6. Механизм газораспределения
4.6.1 Механизм газораспределения
4.6.2 Общие сведения и размеры деталей
4.7. Головка блока цилиндров двигателей GA14DE и GA16DE
4.8. Головка блока цилиндров двигателя SR20DE
4.9. Система охлаждения
4.10. Система смазки
4.13. Комплексная система управления двигателем (КСУД)
5. Дизельные двигатели
6. Трансмиссия
7. Ходовая часть
8. Рулевое управление
9. Тормозная система
10. Электрооборудование
11. Кузов
12. Приложения
13. Схемы электро-оборудования


Ссылки на другие сайты
 
Hosted by uCoz

Автомобиль Nissan Almera (Ниссан Альмера)



Все автомобили  »  Nissan Almera (Ниссан Альмера) .

4.6.2 Общие сведения и размеры деталей

4.6.1. Общие сведения и размеры деталей

В двигателях применен 16-клапанный механизм газораспределения с двумя расположенными в головке блока цилиндров распределительными валами. Привод валов осуществляется от коленчатого вала двумя роликовыми цепями на двигателях GA14DE и GA16DE, одной роликовой цепью на двигателе SR20DE. Головка цилиндра отлита из алюминиевого сплава, имеет по четыре клапана на цилиндр; камеры сгорания полусферической формы. В головку блока цилиндров запрессованы седла и направляющие втулки клапанов. Корпуса подшипников распределительных валов обработаны за одно целое с головкой блока цилиндров и имеют съемные крышки. Правильное положение головки на блоке цилиндров фиксируется двумя установочными втулками.
Детали механизма газораспределения двигателей GA14DE и GA16DE Рис. 2.13. Детали механизма газораспределения двигателей GA14DE и GA16DE: 1 — шкив коленчатого вала; 2 — башмак натяжителя; 3 — прокладка; 4 — натяжитель цепи привода промежуточной звездочки; 5 — звездочка впускного распределительного вала; 6 — натяжитель цепи привода распределительных валов; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — цепь привода распределительных валов; 9 — распределительный вал впускных клапанов; 10 — распределительный вал выпускных клапанов; 11 — регулировочная шайба; 12 — толкатель; 13 — сухари; 14 — тарелка пружины; 15 — пружина; 16 — маслоотражательный колпачок; 17 — опорная шайба пружины; 18 — клапан; 19 — ось промежуточной звездочки; 20 — промежуточная звездочка; 21 — успокоитель; 22 — цель привода промежуточной звездочки; 23 — звездочка коленчатого вала; 24 — втулка привода масляного насоса; 25 — передняя крышка привода распределительных валов

Детали привода механизма газораспределения двигателя SR20DE Рис. 2.14. Детали привода механизма газораспределения двигателя SR20DE: 1 — звездочка впускного распределительного вала; 2 — болт крепления верхней направляющей цепи; 3 — распределительные валы; 4 — верхняя направляющая цепи; 5 — уплотнительное кольцо; 6 — блок цилиндров; 7 — звездочка выпускного распределительного вала; 8 — болт крепления звездочки распределительного вала; 9 — цепь привода распределительных валов; 10 — передняя направляющая цепи; 11 — звездочка коленчатого вала; 12 — болт крепления передней направляющей цепи; 13 — втулка привода масляного насоса; 14 — болт крепления крышки привода распределительных валов; 15 — шкив коленчатого вала; 16 — болт крепления шкива коленчатого вала; 17 — крышка привода распределительных валов; 18 — штифт-болт; 19 — прокладка; 20 — уплотнительное кольцо; 21 — натяжитель цепи; 22 — болт и гайка натяжителя цепи; 23 — башмак натяжителя

К механизму газораспределения относятся: головка блока цилиндров, распределительные валы, впускные и выпускные клапаны, пружины клапанов с деталями их установки, направляющие втулки клапанов, гидравлические толкатели или толкатели с регулировочными шайбами, рычаги, приводные цепи, звездочки, натяжители приводных цепей (рис. 2.13 и 2.14). Высота головки блока цилиндров двигателей GA замеряется между поверхностью сопряжения с блоком цилиндров и опорной плоскостью болтов крепления головки и составляет 117,8—118,0 мм. Высота головки блока цилиндров двигателей SR замеряется между сопрягаемыми поверхностями головки и должна составлять 136,9—137,1 мм. Допустимое отклонение от плоскостности поверхности сопряжения с блоком цилиндров не более 0,1 мм. При шлифовании этой поверхности допускается снятие металла не более 0,2 мм. Чугунные направляющие втулки клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Натяг при запрессовке втулок в головку блока цилиндров составляет 0,024—0,059 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки направляющих втулок, мм: новых        9,475—9,534 ремонтных        9,723—9,734 Зазор между стержнем клапана и направляющей втулкой для впускных клапанов 0,02—0,05 мм, для выпускных клапанов 0,04—0,07 мм. Выступание направляющих втулок клапанов 11,5—11,7 мм. Стальные седла клапанов запрессованы в головку блока цилиндров. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров для запрессовки ремонтных седел клапанов, мм: впускных: двигатель GA14DE        30,500—30,516 двигатель GA16DE        31,500—31,516 выпускных: для всех двигателей        25,500—25,516 Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.5.
Таблица 2.5  Размерные характеристики седел клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Характеристика Впускные клапаны Выпускные клапаны
Ширина рабочей фаски, мм 1,06-1,34 1,20-1,68
Наружный диаметр рабочей фаски, мм 29,5-29,7 23,5-23,7
Внутренний диаметр рабочей фаски, мм 27,8-28,0 -
Угол рабочей фаски 45° -
Угол верхней фаски 30° 15°
Угол нижней фаски 60° -


Прокладка головки блока цилиндров выполнена из синтетического материала (без содержания асбеста), имеет силиконовый жгут по периметру и металлическую окантовку отверстий вокруг цилиндров. Прокладка устанавливается отметкой «ТОР» в сторону головки блока цилиндров. На двигателях GA14DE и GA16DE применяются механические толкатели цилиндрической формы, перемещающиеся в отверстиях головки блока цилиндров. На верхней части толкателей имеется выемка для установки регулировочной шайбы. Наружный диаметр толкателей 29,960—29,975 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 30,000—30,021 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,025—0,061 мм. На двигателе SR20DE установлены гидравлические толкатели, обеспечивающие беззазорную работу механизма газораспределения. Наружный диаметр гидротолкателей 16,980—16,993 мм. Диаметр отверстий в головке блока цилиндров 17,00—17,02 мм. Зазор между толкателем и стенкой отверстия в головке блока цилиндров 0,07—0,04 мм. В каждой камере сгорания установлено четыре стальных клапана (два впускных и два выпускных), приводимых распределительными валами через толкатели. Размерные характеристики клапанов двигателей GA представлены в табл. 2.6.
Таблица 2.6   Размерные характеристики клапанов двигателей GA14DE и GA16DE
Двигатель Впускные клапаны Выпускные клапаны
Общая длина клапана, мм
Двигатели GA14DE и GA16DE 92,0-92,5 92,37-92,87
Двигатель SR20DE 101,19-101,6 102,11-102,5
Диаметр стержня клапана, мм
Двигатели GA14DE и GA16DE 5,465-5,480 5,445-5,460
Двигатель SR20DE 5,965-5,980 36,945-6,960
Диаметр цилиндрической части тарелки клапана, мм
Двигатель GA14DE 28,9-29,2 23,9-24,2
Двигатель GA16DE 29,9-30,2 23,9-24,2
Двигатель SR20DE 34,0-34,2 30,0-30,2
Угол рабочей фаски клапана
Все двигатели 45°15'-45°45'
Минимальная допустимая толщина цилиндрической части тарелки клапана, мм
Все двигатели 0,9-1,1


На направляющие втулки клапанов напрессованы маслоотражательные колпачки. На каждом клапане установлена одна пружина, одинаковая для впускных и выпускных клапанов. Длина пружины в свободном состоянии: — двигатели GA14DE и GA16DE        41,19 мм; — двигатель SR20DE        49,36 мм. Длина пружины под нагрузкой 34,5 кг должна быть равна 25,26 мм. Максимально допустимая несоосность витков пружин: — для двигателей GA14DE и GA16DE        1,8 мм; — для двигателя SR20DE        2,2 мм. Распределительные валы изготовлены из чугуна, впускные валы — пятиопорные, выпускные — шестиопорные. Высота кулачков двигателей распределительных валов составляет: — для двигателя GA14DE: 39,38—39,57 мм; — для двигателя GA16DE: 39,38—39,57 мм для вала впускных клапанов: 39,88—40,07 мм для вала выпускных клапанов; — для двигателя SR20DE: 28,408—38,598 мм для вала впускных клапанов; 37,92—38,11 мм для вала выпускных клапанов. Максимально допустимый износ кулачков 0,2 мм. Зазоры в механизме привода клапанов двигателей GA на горячем / холодном двигателе составляют, мм: впускные клапаны 0,32—0,40/ 0,25—0,33; выпускные клапаны 0,37—0,45/ 0,32—0,40. Диаметр опорных шеек распределительных валов, мм: двигатели GA14DE и GA16DE: шейка №1 (со стороны привода распределительного вала)        27,935—27,955 шейки №2—5        23,935—23,955 двигатель SR20DE        27,935—27,955 Радиальный зазор распределительных валов, мм: номинальный        0,045—0,086 максимально допустимый        0,15 Осевой зазор распределительных валов, мм: двигатели GA14DE и GA16DE: номинальный        0,070—0,143 максимально допустимый        0,2 двигатель SR20DE: номинальный        0,055—0,139 максимально допустимый        0,2
Маркировка распределительных валов Рис. 2.15. Маркировка распределительных валов: 1 — распределительный вал впускных клапанов; 2 — распределительный вал выпускных клапанов

На распределительных валах впускных клапанов наносится маркировка «I», выпускных клапанов — «Е» (рис. 2.15).
Порядок установки и маркировки крышек корпусов подшипников распределительных валов Рис. 2.16. Порядок установки и маркировки крышек корпусов подшипников распределительных валов: 1 — номер крышки; 2 — стрелка, направленная в сторону привода распределительных валов

Нумерация крышек распределительных валов приведена на рис. 2.16. Фазы газораспределения двигателей GA указаны в табл. 2.7 без учета зазора между кулачками распределительных валов и толкателями.
Таблица 2.7   Фазы газораспределения двигателей GA
Характеристика Модель двигателя
GA14DE GA16DE
Начало открытия впускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение
Закрытие впускного клапана после НМТ такта сжатия, запаздывание 34° 34°
Начало открытия выпускного клапана до НМТ рабочего хода, опережение 38° 42°
Закрытие выпускного клапана до ВМТ такта выпуска, опережение


Привод распределительных валов на двигателях GA проводится от коленчатого вала двумя цепями. Одна цепь, имеющая 80 звеньев, вращает промежуточную звездочку, вторая, имеющая 54 звена, передает вращение промежуточной звездочки распределительным валам. Распределительные валы двигателя SR20DE приводятся одной роликовой цепью. Цепи натягиваются гидравлическими натяжителями.